Театр магии и фокусов «Самокат»

Обманите нас, Щукины!

На главную  Театр  Пресса о нас Обманите нас, Щукины!

Как часто мы с вами, угнетенные серостью будничных дней, мысленно возвращались в далекое детство. Тоска по свободе, беззаботности, способности на открытия и вере в чудо проявляются в каждом из нас и теперь очень обидно осознавать, что эти волшебные дни далеко позади, а может быть, нет? В этом нас заставляет усомниться один из лучших иллюзионистов страны, наш сегодняшний собеседник, Сергей Щукин. Кем же на самом деле является тот, кто способен подарить сказку, удивить и вызвать улыбку у детей и взрослых? Накануне своего юбилея, 50-летия, в сегодняшнем интервью саратовский маг ракрывает некоторые секреты…

Сергей Щукин:

— Мы создаем иллюзионные представления и для детей и для взрослых. Вообще фокус можно показать минуты за 3, мы же пытаемся сделать из него 30-минутное представление. Сейчас на нашем счету уже восемь таких шоу, 150 «волшебных спектаклей»: «Мистер фокус», «Волшебные дурилки», «Срочно требуется фокусник», «Веселое волшебство», «Фокус-покус», «Фокусы и фокусники», «Изумительные Щукины», «Абракадабра», «Чудеса да и только»…

Сергей Щукин — создатель и бессменный руководитель первого в России профессионального театра магии и фокусов «Самокат». Его путь к высотам иллюзионного мастерства был непростым и достаточно долгим. В прошлом — профессиональный драматический режиссер, он имел опыт работы в различных театрах страны, в 1987 г. он стал инициатором создания первого в нашем городе муниципального театра.

— В те времена, 15 лет назад, театр открыть было практически невозможно. Это была настоящая битва. Но все же посреди драмы, тюза, кукол появились мы,— вспоминает мастер.

Сегодня Сергей Щукин и его жена Маргарита обладают множеством званий и наград. Они члены Союза цирковых деятелей России, лауреаты Всероссийского конкурса иллюзионистов, действительные члены американской лиги иллюзионистов. За последние годы они выпустили восемь иллюзионных спектаклей — это творческий рекорд!

— Откуда вообще берутся фокусы, где вы черпаете идеи для их создания?

— Мы изобретаем чудеса, мы обязаны удивлять, поэтому важно, чтобы появлялось что-то неожиданное. Многие фокусники в течение десятилетий используют одно и то же, мы каждый год делаем все новое. Это очень сложно — Трюки нужно купить или самим сделать.

— Сергей, что для вас главное в фокусе?

Искусство фокуса — это искусство изящного обмана. Главное для меня — не жесткая техника, а артистизм в подаче, обыгрывании фокуса. «Фокусы могут показывать все,— говорил Кио,— самое главное — как их показывать». Сначала мы придумываем канву трюка, интригу, сюжет, шутки, отвлечения, словом, сценарий. Фокус для нас — это стержень, вокруг которого мы ведем розыгрыши со зрителями. На втором плане — техническая постановка.

— Вы каждый день имеете дело с обманом, а вас когда-нибудь обманывали?

— Мы профессионалы, и нас обмануть трудно.

Я часто замечаю приемы обмана: как это делают валютчики в обменных пунктах, картежники-шулера. Все, что мы делаем, это обман. Но мы честные обманщики. Поэтому я не могу что-то стянуть на базаре, хотя это технически выполнимо, я этим не пользуюсь.

— В вашем театре работают всего 4 фокусника — так мало, почему?

— Всего 4?! А разве их может быть больше? Это «штучный товар» — их нигде не готовят. Научить фокусам сложно. Наши иллюзионисты в большинстве сами делают аппаратуру, придумывают новые фокусы. По сравнению с западными иллюзионистами, в распоряжении которых сеть крупных фирм, выпускающих фокусы, магазинов с литературой, аппаратурой для фокусов, видеокассетами, у нас подобною нет Обычно секреты мастерства передаются из поколения в поколение. Поэтому надо иметь учителя.

— Но вы смогли обойтись без этого, в чем ваш секрет?

— На самом деле я окончил Саратовский педагогический институт, факультет иностранных языков (эти знания мне в дальнейшем очень помогли). Позднее — театральный институт в Москве, работал режиссером. Я много увлекался гипнозом, фокусами, всякими чудесами, увлекался кукольным театром, поэзией. Выступал перед друзьями, гостями… Спустя много лет это все всплыло. Поэтому «Самокат», который изначально задумывался как драмтеатр, только последние 10 лет занимается фокусами. Не знаю, есть ли секрет вообще… Возможно, еще повлияло то, что я родился в год Кота, а эти животные как-то связаны с магией.

— Америка сыграла в вашей жизни не последнюю роль? Расскажите об этом.

— Я выиграл грант, победив в конкурсе «Бизнес для России», и по приглашению американской стороны отправился туда. Там я работал в магическом магазине больше месяца. Приехав в США, я сделал для себя удивительное открытие. Мало кто у нас знает, что в Америке фокусы — такая же национальная страсть, как и бейсбол. Иллюзионное шоу — такая же по значимости часть шоу-бизнеса, как поп-музыка. И Дэвид Копперфилд на американской сцене далеко не самая яркая звезда. Есть более громкие имена, например, Зигфрид и Рой, выступающие в Лас-Вегасе, хота Дэвид, бесспорно, блистательный шоумен и артист. Мне удалось с ним повстречаться. Думаю, тогда, в середине 90-х, я был одним из первых русских фокусников, с которыми он познакомился.

В прошлом году на съезд общества фокусников в Бостоне собралось около 2000 человек. Никогда еще страна не видела такого подъема искусства фокуса. Любители магических трюков закупали оборудование быстрее, чем фабриканты поспевали его изготовить. Международная лига иллюзионистов насчитывает сейчас 10000 человек.

— На ваш взгляд, почему в США так популярно это искусство и чем отличается американский зритель от нашего?

— Россия — страна страдальческая, у нее и история такая. Американцы живут богато, больше времени тратя на развлечения. Родители хотят, чтобы их дети занимались безвредным хобби. Людям нравится, когда их обманывают фокусники, а не правительство, политики, банки, ибо этот обман безобиден. Что касается американского зрителя, то там я выступал в колледже, на собрании бизнесменов. Они потрясающие — наивны как дети, такие открытые… Мне вспоминается один номер: вызываются двое мужчин и женщин. Я держу 2 платочка в руках и связываю их в узелок. Теперь его нужно спрятать. «Где самое заветное место у женщины?» — спрашиваю я. Ответ очевиден. Потом я произношу: «Каждый из мужчин возьмитесь за край платка». Они берут. Я считаю до трех, они тянут, дергают, и… неожиданно появляется бюстгальтер… Американцы смеялись над этим минут 15.

— Почему у вас низкие цены на билеты и практикуете ли вы благотворительные выступления?

— К сожалению, доходы у большинства людей таковы, что не позволяют много транжирить на развлечения. К нам ходит много молодежи, студентов, у которых лишних денег нет. Нам хотелось бы, чтобы как можно больше людей увидели наши представления: у нас демократический театр, и цены мы не поднимаем. Также мы часто проводим благотворительные выступления — выделяем несколько бесплатных мест детям-сиротам и др., а 2 раза в год — полный зал. Наш театр награжден Почетной грамотой командующим военным округом за то, что мы ездили в контингент миротворческих сил в Приднестровье, в армию генерала Лебедя. Сейчас работаем для облвоенкомата, ветеранов войны, выступаем в воинских частях, военных училищах. Оказываем помощь Дому офицеров в проведении различных мероприятий.

— Ваши планы на будущее, Сергей, такие же «волшебные»?

— Сейчас у нас премьера шоу «Абракадабра» для детей и взрослых. Потом обновим вечернюю программу, где будет много новых фокусов. Позднее сделаем новую программу «Психологические опыты: чудо — это просто!». Там будем угадывать мысли зрителей с завязанными глазами, будем читать при помощи рук… А в этом году мы приглашены на гастроли в Израиль.

— Вам 50 лет, а на сколько вы себя чувствуете?

— Возраст — это не годы, самое главное — состояние духа. Я дал бы себе не больше 35.

— Что для иллюзиониста Щукина главное в жизни?

— Моя семья, театр, сцена. Я считаю себя счастливым человеком: то, о чем мечтал в детстве, я осуществил. Любимым делом могу заниматься 24 часа в сутки. В жизни обман — это огорчение, несчастье, а здесь — радость. Нам постоянно надо удивлять!

Анна БЕЛОВА