Театр магии и фокусов «Самокат»

Саратовский Копперфильд

На главную  Театр  Пресса о нас Саратовский Копперфильд

Известный волшебник и чародей, художественный руководитель единственного в России Театра магии и фокусов Сергей Щукин раскрывает свои секреты читателям «Комсомолки»

Родился 4 октября 1951 года в Саратове. Окончил Саратовский педагогический институт, факультет иностранных языков. Потом театральное училище им. Щукина при театре Вахтангова, режиссерский факультет. Работал в Тобольске, Кимрах, Вольске. Вернулся в Саратов и начал создавать муниципальный театр «Самокат». На протяжении 15 лет является художественным руководителем этого театра.

Когда он идет по улице, 14-летние ребятишки с восторгом перешептываются за спиной: «Фокусник пошел, ты посмотри, настоящий фокусник!». Так окрестили Сергея Вадимовича его земляки — саратовцы. Кто же он на самом деле, этот таинственный маг? Мне показалось, самый настоящий человек-оркестр. Судите сами: в одном лице он умудряется сочетать фокусника и актера, художественного руководителя и директора. Кроме того, это дипломированный драматический режиссер, профессионал-переводчик, обладатель гранта «Бизнес для России», любящий муж и… деспот.

Мой разговор с Сергеем Вадимовичем состоялся в расположенном на третьем этаже саратовского Дома офицеров небольшом, уютном зале театра «Самокат», которым он руководит 15 лет. А началась беседа с … чтения стихов.

— Избравши что-то как звезду, держите путь свой неуклонно.

— В этом весь я. Подводя 50-летний итог, думаю, жизнь была у меня цельная. С детства хотел стать главным режиссером и поставить спектакль в театре драмы. Главным режиссером, правда, не стал, но спектакли поставил: «Молодая гвардия», «А зори здесь тихие», но больше удавались детские. А какие детские спектакли без фокусов?

— И тогда вы ими «заболели»?

— Нет. Значительно раньше. Отец у меня военный и когда-то служил на туркменской границе. С детства сохранилось воспоминание, как ходили на восточный базар и наблюдали за выступлениями китайских фокусников. Яркие халаты, глотание огня, ленточки летят, конфетти. Все эти яркие картинки запали в мою пятилетнюю душу. А в 10 лет я «заболел» окончательно. Стал выискивать в журналах фокусы и показывать их перед гостями. Все хлопали. С этого все и началось. Не возражали ли родители против такого увлечения? Наоборот. Мама очень хорошо меня понимала. Однажды в санатории, в котором она отдыхала, выступали фокусники. После представления она подбежала к ним и рассказала обо мне. В свою очередь, артисты поделились своими секретами. И вот она пишет мне письмо и подробно все рассказывает. Кстати, у мамы хранится заметка «Мечта», опубликованная в «Комсомольской правде» много лет назад. В ней, будучи школьником, я написал, что мечтаю стать фокусником. Таким образом, мечта, которой бредил в детстве, в итоге осуществилась.

— А вам не кажется, что вы просто обманщик?

— Наша профессия — действительно красивый обман. Причем люди приходят к нам, платят деньги и получают удовольствие от этого. Это на улице грубое надувательство: продавщица обвесила, правительство смухлевало. А у нас обман хороший.

— На ваш фокус кто-нибудь из взрослых всерьез ловился?

— У нас есть номер «Машинка». Два валика действуют как стиральная машина, точнее, ее часть, которая выкручивает белье. Крутишь ручку и вместо белья прокручивается обычная бумага, а с другой стороны выходит доллар. Вот такая чудо-машина! Происходило дело в Балакове. Причем я проделывал фокус, не единожды при этом приговаривая, как изобрел этот аппарат. После окончания представления к нам подошли бизнесмены и стали уговаривать продать машину. Я сначала не понял, думал, шутят, оказалось нет. Предлагали вполне реальные деньги. Иногда люди наделяют меня сверхъестественной силой.

— И как вы себя ощущаете в этой роли?

— Вообще фокусник должен поддерживать такое зрительское мнение. Ведь по сути дела мы играем роль волшебников.

— Всегда удается?

— Конечно, нет. Гастроли в Самаре. Обычный номер, у одного из зрителей «занимаю» деньги, потом они у меня на сцене пропадают, а находятся в следующем акте в кармане у другого. Конечно, еще в первом акте, выходя в зал, «пропажу» просто незаметно подкладываю. И вот. Все сделано по сценарию. Проходит антракт и начинается второе отделение. Мои традиционные слова: «Мужчина в третьем ряду, сидящий справа, проверьте карманы, деньги, которые исчезли, там». В ответ: «Вы знаете, я в антракте обнаружил у себя 100 рублей, не удержался, купил пиво. Могу отдать только сдачу».

— Если уж разговор зашел о деньгах, раскройте секрет, сколько стоит фокус?

— Например, самый дешевый, простенький — 40 долларов. Хороший трюк оценивается порядка 1000. Причем продается все, в том числе то, что делает Копперфильд.

— Кстати, вы с ним встречались. Что-то на память об этой встрече осталось?

— Фотография с дарственной надписью.— И, конечно, адрес — не так давно я ему написал. А в ответ в качестве подарка получил его карточный фокус. Так что в этом сезоне у нас для зрителей будет продаваться личный фокус Копперфильда.

— Сергей Вадимович, на днях вам исполнится 50. Сколько вам на самом деле?

— Хм… 35, ну 38 лет, не больше. Я возраста не чувствую. Иногда кажется, что во мне сидит ребенок.

— А как жена реагирует?

— Иногда она говорит, что я действительно ребенок. Однако воспринимает таким, какой есть. Бывает, обижаю ее, но чувствую вину и всегда делаю первый шаг к примирению, прошу прощения. Понимаю, что не прав, и пытаюсь переделать себя, насколько удается. Вообще, любить женщину — это очень сложно. Я люблю свою жену. Мы вместе уже 18 лет. Бываю деспотичным, но сейчас стараюсь быть мягче. Потом, мы ведь вместе работаем. Это и сложно, и хорошо. Но изменить что-то нельзя. Бывает, Рита в порыве отчаяния говорит об уходе из театра. Я понимаю, что это невозможно. Нас воспринимают в городе только как единое целое. И когда она так говорит, значит, я где-то не прав и за это себя казню. Ведь она — 50 процентов моего успеха. Очень талантливая актриса. Делает все очень легко. Я просто очарован ею. Она одухотворяет наше шоу.

— Ваша жизнь — в основном праздничное представление, шоу, мир иллюзий. Тяготит ли вас реальная жизнь за дверьми этого театра?

— Реальная жизнь у нас скучна, грустна, трудна… Вот, может, мы и вносим праздник, чтобы людям как-то легче жилось, заодно и себя подталкиваем.

— Вы всю жизнь преследуете какую-нибудь цель. Какая она сегодня?

— — Хотим создать аттракцион «Чудеса Саратовской губернии». Уже подали заявку. У нас часто проходят различные праздники. Почему бы не поставить аппараты, как у Копперфильда, Кио?

— Что вы ожидаете в свой день рождения?

— У многих друзей уже были юбилеи, и все как-то они скучно проходят. Ну, пришли бы сюда министерство, управление культуры, другие организации. Торжественные речи, адреса, почетные грамоты. Я сижу в кресле… Это все не по мне. Друзья придут, и все. Сядем, выпьем водочки, вспомним молодость, поговорим. Все очень просто. Никаких чествований. Я и так счастливый человек…

Елена СКВОЗНЯКОВА.

«Комсомольская правда», 28 сентября 2001 г.

Фокус от Щукина

Расскажу о фокусе, который я демонстрировал в юности и которому очень удивлялись мои сверстники. Фокус называется «Ясновидение по телефону». Обычная колода карт передается зрителю, и тот выбирает одну из карт, после чего кладет ее на стол лицом вверх. Исполнитель набирает телефонный номер: «Алло, попросите, пожалуйста, Ясновидца… Добрый вечер! Передаю трубку». И он отдает телефонную трубку зрителю, выбравшему карту. Тот слушает, и лицо его вытягивается — по телефону ему неизвестный голос сообщает масть и значение выбранной им карты.

Чародей забирает трубку у ошарашенного зрителя и улыбается: «Вот видите, я же говорил, что ясновидение существует». Как же выполняется этот ошеломительный трюк? Конечно, в роли телефонного ясновидца выступает человек, заранее предупрежденный фокусником. Как только этот человек услышит начальную кодовую фразу: «Алло, попросите, пожалуйста, Ясновидца», он понимает, что начинается трюк и начинает медленно произносить названия мастей карт: бубны, трефы, черви, пики. Как только он назовет масть карты, выбранной зрителем, иллюзионист тотчас же Обрывает его, второй кодированной фразой «добрый вечер», и ассистент-абонент сразу понимает, какую масть ему следует назвать. После «доброго вечера» ассистент-абонент начинает произносить значение карт «два, три, валет, король, дама, туз», а демонстратор чуда на этом конце провода внимательно слушает.

Как только ассистент назовет нужное значение, фокусник сразу говорит последнюю кодированную фразу «Передаю трубку». Таким образом, на том конце телефонной линии получена полная информация о выбранной карте. И последнее — никто не должен знать телефонный номер, который набирает фокусник, иначе зритель может перезвонить и эффектный трюк рухнет.