Театр магии и фокусов «Самокат»

Просто он работает волшебником

На главную  Театр  Пресса о нас Просто он работает волшебником

НА СЧЕТ «ТРИ» ВЫ ЗАСНЕТЕ!

Раздав последние указания администраторам, и бухгалтерам и проследив за тем, чтобы концертные голуби  и кролики чувствовали себя в клетках комфортно, Сергей Щукин выходит в зрительный зал. Сейчас  в этом аленьком помещении на 80 мест не идет представление, но артист всегда чувствует себя, как на сцене. Правда , мало кто знает, что Щукин всегда испытывал страсть к другим подмосткам, а именно к театральной драматической сцене.

     Фокусы он долгое  время считал безобидным детским увлечением и никак не думал, что они станут делом всей его жизни. Впервые с таинственным миром магии Щукин познакомился в Туркмении, куда его отца военного направили на службу. «Это  был город на границе с Китаем. Для меня, маленького ребенка, там вообще многое казалось волшебным,- вспоминает  фокусник. Настоящим событием был поход на восточный база.. Однажды именно на таком базаре я наблюдал за выступлением китайского цирка. Мастера и шпаги глотали, жонглировали, и фокусы показывали. Все это настолько заворожило меня, что я надолго заболел фокусам». 

 Страсть к изучению всего таинственного и неопознанного поддерживала его мама, врач - невропатолог. Побывав на стажировке у известного гипнолога Рожнова, она активно стала применять уникальный для советского времени метод лечения гипнозом. Сергей быстро подхватил новое мамино увлечение, прочитал  все книги по гипнозу, что были дома, и стал устраивать вместе со школьниками  друзьями сеансы телепатии и чтения мыслей. Параллельно с этим Щукин изучал искусство фокуса с практической точки зрения. Он пропадал в библиотеках,  выдергивал страницы из легендарного журнала « Наука и жизнь», ведь только там тогда опубликовали секреты фокусов от  известного иллюзиониста Арутюна Акопяна.

     Сергей  всегда был рад развлечь  своих гостей и друзей родителей незамысловатыми фокусами вроде исчезновения монетки из прозрачного стакана. Но вскоре эти номера были заброшены, и  на смену им пришло новое увлечение – театр.« Я долгое время ходил в народный театр Дворца культуры «Россия». Нашими преподавателями были профессиональными актерами и режиссеры Саратовской драмы. Они ставили с нами серьезные спектакли, тщательно прорабатывали мизансцены и малейшие детали. В общем, уже ближе к окончанию школы я понял, что хочу заниматься только театрально искусством».

   Но  тогда существовало не писаное правило, по которому на экзаменах на режиссерский факультет   (а именно туда хотел поступать Сергей Владимирович) молодые люди с высшим образованием име6ли неоспоримое преимущество пред вчерашними школьниками. Поэтому я окончил Саратовский педагогический институт по специальности «учитель иностранных языков». Кстати, именно этот навык чуть позже очень пригодится уже Щукину – фокуснику.

« Я СТЕСНЯЛСЯ, КОГДА МЕНЯ НАЗЫВАЛИ ФОКУСНИКОМ»

Встреча со знаменитым  Юрием Киселевым еще больше укрепила его в желании стать театральным режиссером. Наблюдая за работой Юрия Петровича с актерами ТЮЗа, Щукин написал студенческую работу по психологии  творчества,  а сам  Киселев настолько проникся к влюбленному в театр педагогу, что пообещал составить тому протекцию для поступления вуз Ленинграда.

     « Я дозвонился до главного режиссера Питерского ТЮЗа Зиновия Корогодского, которому меня рекомендовал Киселев, и получил добро на прослушивание. Приехал в Москву, уже  стоял с билетом в руках на Ленинградском вокзале, но внезапно понял, что не хочу уезжать. Я ведь бредил вахтанговской  школой и мечтал учиться в Щучинском училище. К тому же к моей фамилии оно идеально подходило», - смеется юбиляр.

       Оставаться  в Москве молодой режиссер не планировал, поэтому сразу же после окончания «Щуки» вернулся  Саратов и поставил спектакль в театре драмы, а затем   отправился работать по распределению. Сначала вместе с супругой Маргаритой,  будущей партнершей по магически номерам и фокусам,  в деревянный театр в Тобольске. В магазинах этого городка, больше известно как одно из мест ссылки декабристов, в отличии  от гастрономов центральной части страны, в изобилии  имелись все продукты. Следующим  был скромный театр в Вольске.

     Вскоре Щукин понял, что хочет создать  собственный театр. «Самокат»  был первым в Саратове театром-студией  и поначалу имел исключительно драматическую направленность. « После  моей поездки на всесоюзное совещание по проблемам театров-студий, мы все же получили статус муниципального театра. Он не финансировался, существовал на условиях самоокупаемости, зато имел официальную печать и собственную базу в ДК «Нефтяник»  при Крекинге. У нас была труппа из семи человек, мы все  делали сами. Нужные детали для декораций, например, частенько добывали на мусорках».

        Все изменилось в конце 80-х. после просмотра фееричного Всесоюзного фестиваля иллюзионистов Сергей Владимирович вернулся в Саратов полным новых идей.  Сначала простененькие фокусы вплетались в комедийные спектакли «Самоката». Но драматическое исскуство даже в купе с фокусами  денег в кассу театра приносило мало, и Щукин решился на эксперимент. Поездка по выигранному гранту в американский город  Цинцинатти  и знакомство с потрясающе развитой в США индустрией фокусов, натолкнули его на мысль о создании магического действа.

        В первом отделении театральный режиссер усыплял публику, проверял ее  на внушаемость и даже заставлял  приглашенных на сцену зрителей, вытянувшись в струнку, лежать между спинок двух стульев , а во втором показывал разнообразные  фокусы. Успех этого мероприятия во времена, когда вся страна заряжала воду у телевизора вместе с Анатолием Кашпировским  и Аланом Чумаком, превзошел, все ожидания и убедил Щукина в том, что «Самокат» нуждается в перепрофилировании.

Расставание  с драматическим театром он переживал долго и мучительно. Масла в огонь  подбавляли  и друзья-актеры, упрекавшие Щукина в том,  что он предал профессию. «Я вообще долгое время стеснялся того, что меня называют фокусником. До сих  пор иногда думаю, что, может быть, что-то упустил и все еще мечтаю поставить большой драматический спектакль».

СМЕХ ПРОТИВ СГЛАЗА

Щукин  выступает в уникальном жанре. Он не просто безмолвно показывает фокусы под музыку, а создает целые представления. Фокусник убежден, что вокруг номеров можно создать историю, обыграть ее как угодно и обязательно задействовать зрителей. «Бывают те, кого не проймешь, но большинство радуются как дети, после концерта подходят с горящими глазами и спрашивают, как я это сделал. А

 

«За рубежом нет понятия «фокус», есть

слово «магия». Магия для них, это что-то

веселое, удивительное и забавное, а для

нас - это чертовщина, сглаз и порча».

однажды мы показывали номер, как обычная бумага, пройдя через специальную машинку, превращаются в купюры. Так меня за кулисами буквально  атаковали двое молодых людей с просьбой продать аппарат. Предлагали, между прочим, очень хорошие деньги».

         Любое волшебство начинается с покупки реквизита. Его фокусники заказывают на специальных сайтах, где подробно описан механизм номера и назначения всех деталей. Стоимость фокусов, которые показывает Щукин, в зависимости от сложности составляет  от 100 до 3 тыс. долларов.

          Волшебник Щукин честно признается, что несколько раз за его карьеру внимательные зрители  разгадывали фокусы, а иногда номера и вовсе проваливались с треском. «Был у меня такой фокус, когда я проводил манипуляцию с деньгами. Вынимал купюру из своего кармана, потом она якобы исчезала, а я ее в это время незаметно подкладывал в карман пиджака одного из   зрителей. После антракта я должен был  к нему подойти эффектно вытащить ту самую денежку. Но в одном из представлений зритель оказался не промах, подумал, что это его деньги, и проел из в буфете».

        Сын Щукина Артем окончил ПАГС, но  свою жизнь тоже связал с фокусами. Роман  с иллюзионным искусством развивается него еще успешнее, чем у отца. На Чемпионате  мира по фокусам  Китае он вошел в число 15 лучших иллюзионистов мира,  а в финальном номере на « Минуте славы» ему ассистировала Ксения Собчак. Сейчас Артем активно гастролирует по городам России, а вскоре планирует запустить собственное шоу в Москве.

             Пример Щукиных типичен. На фокусников или иллюзионистов в нашей стране никогда и нигде не учили, артисты постигали азы мастерства самостоятельно и создавали магические династии. Для Сергея Владимировича, который вместе с семьей успел посетить фестивали по фокусам в разных точках мира, не понятно, почему иллюзионное искусство, по сути, до сих пор мало развито в нашей стране.  Ведь красочные номера могут быть очень привлекательными для телевизионных продюсеров, и за несколько месяцев любого русского артиста можно раскрутить до уровня Дэвида Копперфильда. Не говоря уже о том, что в той же Америки фокусами увлекается фактически каждый третий. « В США люди буквально помешаны на фокусах. В каждом штате проходят фестивали, создаются клубы, где фокусам учат и детей, и звезд мирового кино. А какие там магазины, или мэджик - шопы! Это тысячи товаров для номеров, диски и специальная литература о психологии фокуса и искусства обмана. Туда, кстати, частенько заглядывают очень состоятельные люди с просьбой продать им какой – ни - буть  простенький фокус, чтобы было чем занять партнеров в перерывах между  переговорами».

         Сейчас Щукин мечтает о том, чтобы провести в Саратове фестиваль фокусников и сделать его ежегодным. Люди хотят учиться искусство, и « Самокат» даже планирует  открыть школу фокусников. Другое дело, что некоторые  до сих пор фокусы всего лишь инструментом для получения наживы, например к саратовскому магу часто обращаются крупье из казино и  карточные каталы.  Причину того, почему в России  фактически нет индустрии фокусов, Сергей  Щукин объясняет  по- философски просто : « За рубежом нет понятия «фокус», есть слово «магия». Магия для  них, этого что – то веселое, удивительное и забавное, а для нас это – чертовщина, сглаз и порча. В Америки очень мало драматического искусства, а в Россия, напротив ходячая драма. Здесь очень легко подсадить народ на что – то трагичное, а  вот улыбку, смех и радость многие считают для себя непозволительной роскошью. В жизни нам так не хватает волшебства, а фокусы – это и есть то искусство, которое может реализовать эту потребность».

           

Екатерина ФЕРЕНЕЦ