Театр магии и фокусов «Самокат»

"Я служу театру всю жизнь"

На главную  Театр  Пресса о нас "Я служу театру всю жизнь"

 

"Я СЛУЖУ ТЕАТРУ ВСЮ ЖИЗНЬ"



Театр магии и фокусов "Самокат" - это феномен для России. В этом году он отметил 30-й юбилей со дня открытия. Также юбилей отпраздновал директор и художественный руководитель театра - Сергей Щукин. 4 октября ему исполнилось 65 лет. Журналист "СарИнформа" пообщался с Заслуженным артистом РФ и узнал, раскрывает ли он секреты фокусов, каким видит будущее иллюзорного жанра и легко ли быть первым.

"Самокат" - это единственный профессиональный театр фокусов. Вы директор, артист, режиссер. Легко ли совмещать столько должностей? Трудно было быть первыми?

-Совмещать сложно. Тяжело быть директором, решать административные и финансовые вопросы. Еще я режиссер, ставлю представления и придумываю сценарии. Все это сочиняем мы, потому что у нас нет драматургов. Мы - игровой театр, где фокусы представлены в виде театральной постановки. Наш театр фокусов - первый в России, мы проложили дорогу последователям. Я помню письмо, которое нам прислал Александр Калягин — председатель союза театральных деятелей, знаменитый артист. Он написал: «Вы были первыми. Трудно быть первыми, после вас пойдут другие». Наш театр- это бренд города Саратова

- Есть ли фокусы, которые вы придумали сами? И какое ваше главное достижение в этом жанре?

-Что-то новое придумать трудно. В фокусах есть определенные схемы — исчезновение предмета или его появление, и они известны всем иллюзионистам. Наше достижение - это то, что мы театрализуем фокусы. И многие эту манеру, не побоюсь сказать, воруют. На Западе если фокусник придумал интересную подачу, а другой у него это скопировал, ему сразу запрещают выступать. В России не так. Можно просто прийти, снять наши выступления на видео и  отрепетировать их. А нам потом рассказывают, что наши выступления показывали в ресторане.

- В Америке фокусы очень популярны, есть заводы, которые изготавливают атрибутику, активны сообщества фокусников. Как вы думаете, в России уровень этого жанра достигнет такой популярности?

-Мы пропагандируем этот жанр. Скоро будет проходит первый городской конкурс фокусников «Удиви меня». Мы привлекаем детей и студентов, чтобы они подготовили интересные номера, выступили, а жюри их оценило. Их ждет много призов - наборы фокусов, медали и даже денежные вознаграждения. Раньше, когда я начинал, не было тех ресурсов, которые есть сейчас. Я не знал, что происходит за рубежом. А сейчас молодежь может заказать фокусы через интернет, посмотреть на YouTube выступления лучших иллюзионистов мира. Появляются молодые люди, которые увлекаются этим. Развиваются новые направления этого жанра. Появилась микромагия —  фокусы за столом, крупные иллюзионы, ментализм — чтение мыслей.

- Вы учились на режиссера в театральном училище. Скучаете по драматическим постановках? И когда у вас началось увлечение фокусами?

- Я не представляю свою жизнь вне сцены. Иногда хочется больше сказать зрителю, поэтому я скучаю по драме. Увлечение фокусами пошло из детства. Мой отец был военным и служил на туркменской границе. Когда я был маленьким мальчиком, на восточном базаре увидел китайское выступление. Артисты показывали фокусы с огнем и цветными зонтиками. То выступление мне запомнилось на всю жизнь, тогда я и загорелся мечтой — стать иллюзионистом. Сейчас я реализую ту детскую мечту.

- Видно, что ваши выступления проходят всегда с улыбкой и позитивным настроением, которым вы хотите поделиться со своими зрителями. А что вы делаете если у вас этого настроения нет? Есть ли у вас жизненный принцип?

- Я работаю в культуре около 45 лет, и научился преодолевать плохое настроение. Надо любить и уважать своего зрителя. Этим летом у меня было воспаление легких, но я все равно выходил на спектакли и улыбался. Я служу театру всю жизнь. Как говорится, «Избравши что-то, как звезду, держите путь свой неизменно". Вот этому принципу я и стараюсь следовать.

-Для кого вам больше нравится выступать, для детей или для взрослых? И есть ли различия реакций на фокусы у россиян и жителей западных стран?

-Наверное, для детей. Они - очень непосредственные и чистые. Я всегда говорю, что дети — Моцарты, а взрослые — Сальери. Ребенок, он верит в чудо. Взрослые тоже бывают разными. Есть толстокожие, а есть такие же непосредственные, как дети. Когда приезжаешь выступать в сельскую местность, видишь, что люди там очень открыты. Американцы в большинстве тоже такие. Им пальчик покажи, и они будут смеяться, как дети. Я показывал один и тот же фокус и в России и в Америке. Там стоял гомерический хохот, радость, а здесь - тишина. Мы, россияне, — это ходячая драма и в обществе, и политике, и в жизни.

- У вас уже, можно сказать, сложилась династия фокусников: сын тоже пошел по вашим стопам и уже достиг определенных успехов на этом поприще. Почему Артема заинтересовался этим жанром?

- После окончания вуза меня пригласили в Тобольский драматический театр. Артему было тогда годика три. Мы не могли устроить его в детский сад, и пришлось воспитывать его буквально за кулисами. Когда я начал работать с фокусами, его тоже привлекло это направление. Артем, когда стал старше, работал в театре и звукооператором, и уборщиком. Он - ребенок, который вырос за кулисами. А сейчас он уже добился успехов и как самостоятельный артист. В Китае проходил мировой чемпиона по фокусам, и там наш сын вошел в десятку лучших фокусников мира.

Беседовала Диана Садвакасова