Приемная: +7 (8452) 23-86-23
Касса: +7 (8452) 44-80-55
  • ru

Чувство волшебного нарушает законы мироздания

 

Саратовскому муниципальному театру фокусов и магии «Самокат» совсем скоро исполнится двадцать лет. Его директор и художественный руководитель вместе со своей супругой, актрисой этого же театра Маргаритой Щукиной — люди в среде магов и фокусников известные. Их единственный сын Артем тоже пошел по стопам родителей — на прошедшем недавно в Саратове Всероссийском конкурсе артистов эстрады молодой человек завоевал второе место, а один из членов жюри, народный артист России Лев Лещенко, назвал двадцатилетнего фокусника восходящей звездой этого редкого для нашей страны жанра. Что и говорить, для родителей всегда лестно и радостно, когда дети идут по их стопам и демонстрируют успешность и способности в том ремесле, которому посвятили жизнь они сами. Однако встретились мы с господином Щукиным даже не по этому, пусть и приятному, но достаточно частному поводу. Нет, в эти унылые ноябрьские деньки нам захотелось поговорить о чуде, о том, как расцветить жизнь красками магии и волшебства. В конце концов, о фокусниках всем нам известно не очень много. А уж о том, как делаются эти самые фокусы, и того меньше.

Поэтому первый вопрос, с которого началась наша встреча, был таков:

— Сергей Вадимович, фокусники мирового уровня когда-нибудь используют гипноз, чтобы очаровать зрителей?

— Вообще-то применение гипноза противоречит чистоте искусства. Гипноз использовал легендарный Калиостро. Но он, как известно, был не столько иллюзионист, сколько авантюрист. Один из самых интригующих чародеев конца XVIII века. Человек, мечтавший найти философский камень, дабы превращать металл в золото. Основатель масонской ложи. Одной из фишек его выступлений была демонстрация так называемого магического шара. При скоплении народа в глубине шара появлялись смутные картины: фигуры, цифры, какие-то образы. На всех присутствующих на сеансах это производило колоссальное впечатление. При этом завороженные зрители не замечали, что «магический шар» крепился на подставке, внутри которой был вмонтирован проекционный аппарат.

— Но известно, что Калиостро, глядя в этот шар, точно предсказывал какие-то события…

— Да, точно. Но мало кому известно, что этот талантливый человек широко использовал целую сеть осведомителей. Самые разные люди приносили ему информацию. В том числе и из высших слоев общества. Опираясь на эту информацию, Калиостро и делал свои «прогнозы». В том числе и о том, что было, что есть и что будет во дворцах королей и императоров.

Скажу вам больше: Калиостро даже лечил. Причем иногда совершенно безнадежно больных людей. В России он вылечил младенца в одном знатном семействе. Младенец, который уже умирал, после его сеанса магической медицины остался жить.

— Но стало быть он действительно был чародеем!

— Он был блистательным авантюристом! Потому как спустя некоторое время выяснилось, что Калиостро просто-напросто подменил ребенка. После сеанса своей оздоровительной магии вместо умирающего младенца он вручил родителям совершенно здорового. Но чужого.

— Нечего сказать, «милейший» человек!

— Не судите его строго — он жил в жестокое время. К тому же в России он был задержан и ему здесь здорово досталось. В России вообще несладко приходилось многим чародеям. Гениального Гудини, которого называли королем цепей, в России проверяли на чистоту экспериментов. Его раздели донага, дабы найти у него отмычки, обрядили в кандалы и поместили в надежно запертый ящик.

— Ну и… ?

— Никаких отмычек у Гудини не нашли, а из ящика, и стало быть цепей, он выбрался.

— Каким же образом ему все это удавалось?

— Гудини гениально владел своим телом. Настолько гениально, что он мог повелевать собственным сосудам и сухожилиям сжиматься до тончайшего состояния. Он был как человек без костей и оказался способен просачиваться через такие отверстия, через которые вряд ли пробрался бы и ребенок. И разумеется, отмычки у него тоже были. Только тончайшие, почти не осязаемые, для которых он находил в своем теле потайные места. Кстати, Гудини это не его собственное имя. Это псевдоним, родившийся из имени другого мага, короля фокусов и иллюзий Роберта Гудэна. Гудэн был часовых дел мастер. Блистательный инженер, он смастерил механическую куклу, которая писала каллиграфическим почерком; дерево, выраставшее из кадки и плодоносившее живыми апельсинами; драгоценных бабочек, которые порхали по сцене как живые. Один из фокусов Гудэна не разгадан до сих пор. Дождь из серебряных монет возникал прямо-таки из воздуха. Как это делал маг — неизвестно до сих пор.

— А много ли вообще существует фокусов, тайна которых до сих пор не открыта?

— Не очень много. Однако они все-таки есть. Один из таких фокусов придуман в Индии. Суть его вот в чем. Из корзинки индуса появляется канат, который застывает в воздухе, и конец этого каната теряется где-то в неизвестности. По этому канату начинает подниматься вверх юный мальчик. Внезапно он исчезал, а потом под охи и ахи ошеломленных зрителей вниз падали останки его тела. Через несколько минут на сцене появлялся здоровый и невредимый ребенок.

Фокусники из многих стран мира пытались проникнуть в технологию этого номера. Но это не удалось еще никому. Больше того: когда фокус фотографировали, то пленка не зафиксировала ничего. Возникли слухи о том, что загадочное шоу базируется на массовом гипнозе. Однако эта теория довольна слаба. И видный английский фокусник Сэлбот совершенно справедливо заметил, что нельзя одновременно погрузить в волшебный транс такое количество народа.

Этот фокус в силу его эффектности пытались повторить в разных странах мира. В Италии, к примеру, его делали создавая дымовую завесу. Но в Индии-то никаких дымовых завес не было! Канат, застывающий в воздухе, можно объяснить и тонким штырем, виртуозно продеваемым в него в нужный момент, и поддержкой воздуха. Но куда девался мальчик?!

— А был ли мальчик?

— Был. В том-то вся и штука. Аналогичный загадочный и до сих пор не разгаданный аттракцион был показан и в Лондоне в начале XX века. В цирке посреди манежа была установлена лестница-стремянка примерно семи метров высотой. Французский чародей, изобретатель множества интереснейших иллюзионов господин Буатье де Кольте поднимался по ней вверх. За несколько ступеней до конца лестницы он бесследно исчезал. Причем то, что этот номер показывался именно в цирке, сообщало ему дополнительную остроту. Ведь цирк не сцена, где зрители располагаются только с одной стороны, чем лукавые фокусники виртуозно пользуются. Hет, в цирке круговой обзор и потому любой фокус здесь исполнять гораздо сложнее.

— Знаете, Сергей Вадимович, а меня всегда завораживало в цирке исчезновение мага, а потом появление его в совершенно другом конце зала.

— В подобных номерах чаще всего используются близнецы или двойники. Великий Кио, Кио-старший, к примеру, возил с собой по циркам мира своего брата. И для того эти перемещения, эта тайная цирковая карьера составляла целую драму его жизни. Ведь Кио всегда селился в другой гостинице, он не имел права показываться в людных местах города и так далее, и тому подобное. Номер с исчезновением всегда производит впечатление. К примеру, мага, окутывают покрывалом, секунду спустя покрывало сдергивают, а мага уже и след простыл. А еще секунду спустя маг уже появляется где-нибудь на верхнем ярусе цирка. Механизм этого фокуса, в сущности, не так уж и сложен. Стул, на котором восседает маг, виртуозно уходит под землю. В течение считанных мгновений маг оказывается в подземном убежище, а на верхнем ярусе появляется двойник либо брат чародея.

Скажите, а знаменитый трюк с распиливанием ассистентки когда появился?

— Очень давно! Еще в 1806 году в Константинополе иллюзионист Торрини, выступая перед султаном, впервые в мире показал, как молодую девушку распиливают в деревянном ящике пополам. А потом половинки ящика сдвигают, и она оказывается живая и здоровая.

— Надо полагать, тогда это произвело потрясающее впечатление!

— Знаете, этот вроде бы привычный трюк может потрясти воображение и сейчас! За рубежом я увидел этот фокус на одном из мировых конгрессов фокусников. Он был выполнен настолько натурально, что стало жутковато! Сразу после распиливания окровавленный ящик, страшно короткий — в нем явно могло поместиться только туловище, относился на другой конец комнаты. То есть он напрочь изолировался от ящика, где были ноги. Я долго ломал голову, как это все было выполнено. Потом осознал, что знаменитый мэтр, придумавший этот фокус, использовал для своего аттракциона человека-инвалида с ампутированными до самого бедра ногами. Об этичности такого подхода, разумеется, можно поспорить, зато номер получился такой, что мурашки бежали по коже.

— А знаменитый Дэвид Копперфилд? Его шоу вам доводилось видеть?

— Да, это очень красиво и завораживающе. Копперфилд, бесспорно, шоумен. Причем высочайшего класса! Он, кстати, много разговаривает во время своих выступлений, чем виртуозно заговаривает зубы зрителям.

— Но ведь Копперфилд первым начал делать некоторые вещи! Например, летать!

— Ошибаетесь. Он не был в этом отношении первым. Еще в 1876 году в Лондоне иллюзионист Джон Невилл Маскелайн, лежа на широкой доске, летал над головами зрителей, поднимаясь под купол. Номер назывался «Левитация». Возможности хорошо оснащенного цирка даже сложно себе представить! Тончайшие шпагаты могут создать абсолютную иллюзию полета. А сейчас магазины магического реквизита выпускают даже большие летающие столы! Причем в данном случае уже нет никаких шпагатов — все это управляется компьютерами! Японцы делают потрясающие, нашпигованные электроникой вещи, владеть которыми за счастье не то что фокуснику, но и самому настоящему магу!

Вообще рынок вещей для фокусников постоянно пополняется. Разного рода шкатулки и стаканчики, шляпы и кубки, шпаги, которыми можно пронзать насквозь без риска для жизни, и хитроумные вещи с двойным дном, с эффектом никогда не выливающейся из них жидкости, становятся все совершеннее год от года!

— Стаканчики, шляпки, кубки, голуби, кролики — все это милые маленькие штучки, миниатюрные и простодушные. А знаменитый трюк Копперфилда с исчезновением статуи Свободы — он как-то объясним?

— Эффект этого исчезновения обеспечивает игра света. Свет, взятый в союзники, делает фантастические вещи. Кстати, большие предметы стали пропадать на глазах изумленной публики много раньше, чем на свет появился иллюзионист Копперфилд. В 1910 году в Нью-Йорке знаменитый Гудини обеспечил исчезновение пятитонного слона…

— Ваши магические представления — это всегда небольшие спектакли. Вы бывали во многих культовых магических местах мира, в мире фокусников вас знают. А есть ли какой-либо дар, которому вам еще только хотелось бы обучиться?

— Да, это вентрология.

— Что-что, позвольте?!

— Умение говорить не открывая рта.

— Это, кажется, называется чревовещание.

— Совершенно верно, только это устаревший термин.

— Неужели самый обыкновенный человек может освоить этот волшебный дар?! Я полагала, что с такими способностями рождаются!

— Не знаю, как насчет обыкновенного человека, но артист этому вполне способен научиться!

— Сергей Вадимович, что называется, под занавес поведайте читателям секрет какого-нибудь фокуса, которым можно поразить гостей в домашних условиях.

— С удовольствием. Открою вам секрет телефонного карточного конкурса из копилки знаменитого иллюзиониста Марло, которого именовали королем карт. Когда у вас соберутся гости, возьмите колоду карт. Предложите любому из ваших гостей открыто выбрать карту. Пусть он назовет ее перед всеми остальными гостями. Потом сообщите гостям, что у вас есть знакомый джинн, который угадает выбор гостя. Предложите гостю постоянно держать в уме ту карту, которую он только что загадал. Затем подойдите к телефону, наберите номер. Разумеется, джинном будет работать ваш друг или сосед, заранее предупрежденный о своем перевоплощении в сказочное существо. Очень желательно, чтобы этот человек обладал артистическими способностями.

Итак, вы подходите к телефону, набираете номер и говорите: «Здравствуйте, я могу поговорить с джинном?» После того как вы произносите эту фразу, ваш друг на той стороне провода понимает, что игра началась, и начинает очень стремительно перечислять масти карт. Когда он дойдет до задуманной, например масти «черви», вы прерываете его следующей фразой: «Добрый вечер, уважаемый джинн». Понимая, что звучит определенный код, «джинн» стремительно переходит к достоинству карт и диктует: шестерка, семерка, пятерка, девятка, десятка, валет, дама. Как только он произносит нужную карту, вы прерываете его следующей репликой: «Я передаю трубку одному своему гостю, который загадал карту». После того ваш работающий джинном друг обязан изменить голос и говорить либо низким, либо высоким голосом потустороннего существа. Призвав думать о выбранной карте, джинн неторопливо сообщает, какой выбор сделал ваш гость.

Эффект этот карточный фокус с джинном производит весьма сильный. Правда, номер этот ни в коем случае нельзя повторять уже с другим человеком. Иначе уходит атмосфера волшебства.

В сущности, что делаем мы, фокусники? Мы нарушаем законы мироздания! Кролики не могут говорить, слоны летать, голуби не живут в блестящих цилиндрах! Однако в магических аттракционах все это возможно! И это прекрасно! Чувство волшебного, которое дарят своим зрителям фокусники, не позволяет отрываться от детства!

Кстати, все чудеса приходят к нам из детства и остаются в нашей памяти и воображении на всю жизнь. Когда я задавался вопросом, как так получилось, что я, выпускник Щукинского училища, ставящий взрослые спектакли, стал фокусником, я вспомнил детство. То, как я жил в Туркмении и мы ходили с мамой на местный рынок. Как сейчас помню аромат сладчайших туркменских дынь, яркие платки женщин, пиалы с дымящимся в них чаем. А еще там, прямо на рынке, высткпали фокусники и маги, шпагоглотатели и ходоки по горящим углям. С этого все и началось. И продолжается всю мот жизнь.

Светлана МИКУЛИНА

«Московский комсомолец», 15–22–ноября 2006 г.