Приемная: +7 (8452) 23-86-23
Касса: +7 (8452) 44-80-55
  • ru

С верой в чудо

 

Муниципальный театр магии и фокусов «Самокат» отметил свое 20-летие. На праздничном вечере «Изумительные Щукины» министр культуры Саратовской области М. А. Брызгалов вручил коллективу Почетную грамоту губернатора Саратовской области и ценный подарок. Народный артист России Эмиль Кио в своем радиоприветствии назвал «Самокат» уникальным явлением в иллюзионном искусстве России. Администрация города подарила театру новую автомашину «Газель». О прошлом, настоящем и будущем «Самоката» мы беседуем с его создателем, бессменным директором и художественным руководителем, заслуженным артистом России Сергеем Щукиным.

— Сергей Вадимович, с каким «багажом» успехов, побед, признаний ваш театр подошел к юбилею?

— Вахтангов писал, что театр начинается со студии, в которой режиссер воспитывает и растит учеников. Первоначально наш театр так и возник, причем как драматический театр. У меня были свои ученики, мы играли спектакли, и только после моей поездки в США, где я провел два месяца учебы, мы перешли на жанр фокусов. В восьмидесятые годы, когда зарождалось театральное студийное движение, открыть театр было практически невозможно. Для этого требовалось разрешение Совета министров СССР и дополнительно около 150 согласований. Два года ушло у меня на обращения в различные инстанции, чтобы открыть в Саратове первый муниципальный театр-студию, и в 1987 году Саратовской горисполком по ходатайству отдела культуры, горкома и обкома ВЛКСМ принял решение об открытии нашего театра. Первоначально мы существовали на условиях хозрасчета и самоокупаемости. Театр сам зарабатывал на жизнь. Не знаю, как долго бы это продолжалось, но судьба послала нам подарок. В 1993 году театр стал финансироваться. С этого периода началось наше творческое развитие. Когда говорят, что наш театр «раскрученный», это верно, в том смысле, что «раскрутили» мы себя сами, своим огромным трудом. Мы и называемся «Самокат» — сами едем, сами катим. 

— Вы окончили Саратовский педагогический институт, факультет иностранных языков, потом театральное училище им. Щукина при театре Вахтангова, режиссерский факультет. Расскажите, как вы пришли к фокусам? И не тоскуете ли по драме?

— Отец у меня был военным и когда-то служил на туркменской границе. Несколько лет в детстве я провел в Туркмении, где впервые прикоснулся к культуре традиционного Востока, с его колоритными базарами, неповторимой атмосферой праздника, на котором всегда выступали китайские уличные фокусники, шпагоглотатели. Эти яркие картинки запали в мою пятилетнюю душу. А в 10 лет я заболел окончательно. Стал выискивать в журналах фокусы и показывать их перед гостями. Мама всегда меня поддерживала в любом творчестве. Сейчас се уже нет в живых, по именно она зародила во мне любовь к театру. Потом настало время серьезного увлечения драматическим театром. Я стал режиссером, поставил много серьезных спектаклей.

А во времена тяжелой перестройки захотелось праздника, вспомнилось увлечение в детстве, и я создал театр фокусов.

— Вы сделали на первый взгляд невозможное: совместили два полюса зрелищного искусства — театр и цирк. В чем особенность вашего искусства?

— Зритель приходит в цирк не сопереживать героям, а удивляться человеческим возможностям. В цирке существует мир реального чуда, окунуться в который и идет публика. А театр, напротив, основываясь на игровой природе, предполагает изначально знакомство зрителей с правилами игры. Мы создали новый синтетический жанр. Стержнем действия у нас является фокус, который мы театрализуем, создаем мини-спектакль, в центре которого становится зритель. Нам приходится создавать авторские эстрадные спектакли, а это очень непросто. Актер нашего театра должен совмещать в себе ловкость иллюзиониста и мастерство драматического артиста. В нашем репертуаре сейчас десять иллюзионных представлений. Это творческий рекорд в этом жанре.

— Можно ли говорить о династии иллюзионистов Щукиных?

— В нашем театре сейчас работает пять артистов. Иногда мне говорят — почему так мало? Я отвечаю: а разве может быть больше? Фокусник — это штучный товар, их нигде не готовят. Это династии. Моя жена Маргарита — талантливая драматическая артистка, она блестяще показывает фокусы, хотя профессия эта скорее мужская. Она занимается режиссурой и делает прекрасные номера. Без нее театр не имел бы такого успеха. Наш сын Артем вырос в нашем театре. Он впитал его атмосферу. В свои молодые годы он стал лауреатом двух престижных всероссийских конкурсов — артистов эстрады и фестиваля им. Б. Брунова. В прошлом году он стал обладателем гранта Президента Российской Федерации. В нынешнем году вышел в финал телепроекта «Минута славы» и завевал первую премию на международном конкурсе иллюзионистов в Польше. В театре успешно работают Вячеслав Ефимов и Ксения Трушина.

— Творческий человек всегда в поиске. Что ищете вы, о чем мечтаете?

— В каждом человеке, невзирая на возраст, живет вера в чудеса, а каждый хороший фокус — это не только ловкость рук, но и маленькое Чудо. Когда я учился в театральном институте, у нас была встреча с великой Марией Кнебель — ученицей Константина Сергеевича Станиславского. Ее спросили: какими качествами должен обладать актер? «Главное,— сказала Кнебель,— сколько в вас осталось детства. Хороший актер — тот, в ком живет ребенок». И еще добавила: «Все дети — Моцарты, а взрослые — Сальери». Мы пытаемся на наших представлениях в зрителях пробуждать ребенка. Хочу, чтобы в жизни было больше праздника, чтоб в нашем городе был Центр волшебства для детей, в котором были бы театр и школа по обучению искусству фокусов. Мечтаем о собственном доме и надеемся, что он у театра появится. Надеюсь, что в Саратове пройдет российский фестиваль фокусников. Я всегда следовал словам Евгения Багратионовича Вахтангова: «Хочу отдать то, что горит внутри, хочу зажечь, хочу, чтоб и меня увлекли. Будем гореть, будем хотеть, будем творить, как умеем, лишь бы радостно…».

Л. ГИТЕР

«Рампа», январь 2008 г.