Приемная: +7 (8452) 23-86-23
Касса: +7 (8452) 44-80-55
  • ru

Театр, продлевающий детство

 

30 сентября открыл свой 15-й сезон муниципальный театр магии и фокуса «Самокат». Юбилей небольшой, но очень значимый. Не все, наверное, знают, что этот театр — первый муниципальный театр города, и уж наверняка не подозревают, что «Самокат» — единственный театр магии и фокуса на территории бывшего СССР. Создал театр и бессменно руководит им Сергей Вадимович Щукин. Режиссер драматического театра пришел в иллюзион не случайно. На это его подтолкнул целый ряд событий. Это и детство в Туркмении, где он впервые прикоснулся к культуре традиционного Востока, с его колоритными базарами и неповторимой атмосферой праздника. Это и первое образование (факультет иностранных языков Саратовского пединститута), сыгравшее счастливую роль в освоении непростой профессии волшебника. И диплом режиссера драматического театра Высшего театрального училища имени Б. Щукина. И ставшая этапной поездка в Москву на Всесоюзный фестиваль иллюзионистов, после которой и было принято решение попробовать себя еще и в жанре фокуса, причем привнеся в него театральное начало. И фантастическая удача, позволившая выиграть грант в конкурсе «Бизнес для России», а потом совершить путешествие за океан с целью изучения иллюзионного дела в США. Благодаря полученным в пединституте знаниям не было языкового барьера между Сергеем Щукиным и его заокеанскими коллегами, что позволило им беспрепятственно общаться. Изучая постановку иллюзионного бизнеса в Америке, Сергей успел познакомиться с выдающимися фокусниками современности, такими как Дэвид Копперфилд и. др.

Однако о связи театра и цирка в «Самокате» следует говорить отдельно. Мы вернемся к этой теме чуть ниже. А пока вкратце вспомним творческий путь, проделанный Сергеем Щукиным.

Начав свою карьеру как драматический режиссер, нынешний руководитель «Самоката» некоторое_время работал в драматических театрах Саратова, Тобольска, в Кимрах и ряде других городов. Однако впечатления, полученные на Всесоюзном фестивале иллюзионистов; страсть к магии, фокусу, волшебству изменили всю дальнейшую жизнь Сергея Щукина.

Небольшой коллектив (всего 18 человек) под его руководством сделал на первый взгляд невозможное: совместил два полюса зрелищного искусства — Театр и Цирк. Выбрав для себя иллюзион основным жанром, «Самокат» впал, казалось бы, в неразрешимое противоречие. Дело в том, что цирковое и театральное начала — суть два различных полюса зрелища в целом.

Цирковое начало требует от зрителя несколько иного подхода к восприятию происходящего па арене. Сама зрительская, порою подсознательная, установка иная, нежели в театре. Зритель приходит в цирк не сопереживать героям, но удивляться уникальным человеческим возможностям. Здесь именно удивление — главный двигатель действия. В цирке существует мир реального чуда, окунуться в который и идет публика. Театр, напротив, основываясь на игровой природе, предполагает изначальное знакомство зрителей с правилами игры. Хотя порою, после эффектной смерти какого-нибудь персонажа, из партера раздается чей-то успокаивающий комментарий: мол-де актер не умер, вон, видно, как дышит. Однако это тема другого разговора. Вернемся к творчеству «Самоката».

Этот театр не просто объединил два несовместимых начала, а создал новый синтетический жанр. Естественно, что составляющие этого жанра претерпели некоторые изменения. Так, например, театральная основа вернула себе традиционный язык балагана, в котором актер не просто живет на сцене в условиях замкнутой сценической площадки, но общается со зрителем, вызывая у него реакцию на увиденное, и развивает действие, согласуясь с этой реакцией. Таков был традиционный итальянский театр комедии дель-арте, но в итальянской комедии главным двигателем являлось все-таки слово. В творчестве же «Самоката» стержнем действия является фокус. Чудо поставлено во главу угла, ему подчиняется вся структура спектакля, именно оно и есть носитель авторской идеи, а сюжет играет служебную роль и является «цементом», связывающим сложные и различные по своей природе компоненты спектакля. Актерам этого необычного театра необходимо обладать сложным набором технических навыков, совмещать в себе ловкость иллюзиониста и мастерство драматического

актера, ибо на сцене театра — не эстрадные артисты, исполняющие хитроумные фокусы, но герои определенного сюжета, живущие по законам художественной правды и действующие в конкретных обстоятельствах. Все это классическое театральное сусло бродит на цирковых дрожжах, поражая нас абсолютно пьянящей атмосферой детства, когда чудеса случались не только во сне, но и наяву. «Самокат» нашел своеобразный способ продления нашего беззаботного детства, в котором все становится поводом для счастья: цирк, мороженое и завтрашний день, в котором снова совершатся чудеса.

Сергей ЯГОДКИН