Я до сих пор верю в чудеса!
Саратовскому театру магии и фокусов «Самокат» — 20 лет
Сегодня имя создателя и художественного руководителя «Самоката» Сергея Вадимовича Щукина известно не только в России, но и за ее пределами. Дипломант Российского и Международного конгресса иллюзионистов, действительный член Американской лиги иллюзионистов, член Союза цирковых деятелей России, заслуженный артист РФ — перечислять звания главного саратовского фокусника можно очень долго. Несмотря на уже имевшийся у него диплом педагога, Сергей Щукин успешно окончил, извините за каламбур, Щукинское училище в Москве. Потом был режиссером Тобольского драматического театра. Вернувшись в родной город, стал основателем и. идейным вдохновителем единственного в нашей стране театра иллюзии и фокуса «Самокат».
Магический мир театра и иллюзиона притягивал Сергея Щукина с раннего детства. Свои первые фокусы он изучал по книгам, часть трюков перенял у более опытных коллег. А когда однажды ему предложили купить реквизиты из номера самого Кио, он не раздумывал ни секунды.
Часть своей мечты — открытие собственного театра — ему удалось реализовать в 1987 году. «Самокат» стал первым и единственным театром, причем, муниципальным, в стране, работающим в жанре иллюзиона и розыгрыша. Первоначально на сцене ставили вполне обычные спектакли, а в постановках играли драматические актеры. Фокусы, как правило, разыгрывались в середине действа. Но постепенно этот жанр вышел на первое место.
В первые годы своего существования театр жил на полном хозрасчете. Его финансирование началось лишь в 1996 году.
— Вплоть до этого времени мы зарабатывали на жизнь сами,— вспоминает Сергей Вадимович.— Как и сейчас, наш концертный график был расписан буквально по минутам. Мы объездили все районы и близлежащие города. Каждый из нас выполнял сразу по несколько функций, начиная от актера и заканчивая дворником. В самые тяжелые минуты сил нам прибавляло осознание того, что мы занимаемся любимым делом. Именно это и помогло нам выжить…
Поворотом в творческой судьбе Сергея Щукина и его театра стала победа на конкурсе «Бизнес для России» и дальнейшая стажировка в Штатах. Путем строгого отбора американцы выбрали россиян для двухмесячного обучения в США. Тонкости западного рынка, экономику и маркетинг им преподавали лучшие зарубежные специалисты, а все лекции читались на английском. По желанию Щукина практику он проходил в магическом магазине города Цинциннати в штате Огайо. Помимо всевозможных иллюзионных реквизитов, здесь было целое множество наглядных пособий, видеокассет, журналов и книг о фокусах.
— При таком обилии технических средств и литературы, мы могли воспроизвести практически любой трюк,— рассказывает он.— Дефицитные у нас магические реквизиты тут были в полном изобилии. Хозяином магазина был известный в США иллюзионист Том Фрэнк. С его помощью я освоил все премудрости классического иллюзиона. В отличие от нашей страны, в США этот жанр очень развит. Академии и Ассоциации магических искусств, «Оскары» и другие награды и премии мира фокусников активно пропагандировали этот вид искусства как альтернативу росту преступности, наркомании и прочих пороков общества.
Неизгладимое впечатление на Сергея Щукина произвела встреча с великим Дэвидом Копперфильдом. Знаменитый маг приезжал в соседний с Огайо штат Кентукки. После представления он пообщался с саратовским фокусникам. Пользуясь случаем, Щукин передал Копперфильду привет от жителей нашего города и от всех российских фокусников. На прощание великий иллюзионист подарил нашему земляку портрет с пожеланиями удачи и пообещал приехать в Россию. И слово свое сдержал — очень скоро он посетил Санкт-Петербург.
Получив возможность воочию увидеть трюки лучших иллюзионистов мира, Сергей Щукин не остановился на достигнутом. Переняв многое из их практики, он внес в классические трюки свои собственные элементы и находки.
— Подобных «Самокату» театров в мире считанные единицы,— объясняет он.— Три из них в США, не так давно нечто похожее на иллюзионный жанр появилось и в Москве, но в столичном варианте упор сделан на трюки с животными. Мы тоже мечтаем увеличить «звериный штат» — обзавестись обезьянами и попугаями. Но сделать это не позволяют стесненные условия гарнизонного Дома офицеров, где вот уже 20 лет театр арендует помещение. Обзавестись своим собственным домом нам пока так и не удалось. Поэтому в наших номерах задействованы лишь голуби и кролики.
Коллектив «Самоката» небольшой — всего лишь 30 человек. Вместе с Сергеем Щукиным на сцене работает его супруга Маргарита, их сын Артем, а также актеры Ксения Трушина и Вячеслав Ефимов. Отдельных слов заслуживает и технический персонал театра: бутафор Виктор Митин, мастер по изготовлению фокусов Анатолий Шумилин и другие сотрудники, вот уже 20 лет создающие неповторимый образ и лицо всех спектаклей.
Лауреат проекта «Минута славы» на Первом канале и победитель недавнего фестиваля иллюзионистов в Польше Артем Щукин сейчас занят во всех постановках театра. Несмотря на многочисленные предложения, он пока не собирается покидать родной город.
— Я внушаю сыну, что ему нужна собственная сольная программа, а не сиюминутные номера,— объясняет Щукин-старший.— Любой артист, и тем более нашего жанра, должен творчески развиваться. Впереди у Артема очень ответственный и насыщенный сезон, включая подготовку к чемпионату мира по фокусам 2009 года, который пройдет в Китае.
Отсутствие собственных стен и внушительного штата артистов не мешает «Самокату» удивлять зрителя и общественность. Ежегодно в его репертуаре появляется несколько премьер. И это притом, что обычно фокусникам хватает двух-трех программ на всю концертную жизнь. Бьет все рекорды по продаже билетов и новый театральный сезон. Небольшой, рассчитанный на 80 мест, зал с трудом вмещает всех желающих — по традиции, в дни школьных каникул «Самокат» посетили дети из самых отдаленных районов области. Поэтому билеты на спектакли распроданы более чем за месяц вперед.
Да и сам фокус у Щукиных весьма отличается от традиционного понятия этого жанра. Профессиональные артисты драмы стараются максимально театрализовать и оживить не только каждый из своих трюков, но и связать их в единую сюжетную линию. Поэтому каждое представление в «Самокате» — это полномасштабный спектакль, героями которого зачастую становятся зрители.
— Если тот же Копперфильд при распиливании женщины использует огромную дисковую пилу и даже имитирует кровь, то мы проделываем этот трюк в шуточной форме с помощью обычной парной пилы,— поделился фокусник.— Вообще, вариантов распиливания очень много. Когда мы готовили этот номер, то стояли перед выбором — купить его технологию и реквизит в Америке за 10 тысяч долларов или сделать самим. В итоге остановились на последнем. Кстати, распиливаем мы не профессиональную ассистентку, а обычного мальчика из зала.
В «Самокате» вообще не принято останавливаться перед каким бы то ни было трюком. Так, сейчас его коллектив работает над созданием номера с гигантскими мыльными пузырями, как у знаменитого московского иллюзиониста Антона Красильникова. Среди уже готовых новинок — спектакль «Психологические эксперименты», созданный на основе опытов самого Вольфа Мессинга. Для участия в эксперименте будут приглашаться зрители из зала. С помощью иллюзиониста саратовцы смогут заглянуть в свое будущее. Помимо этого, маг будет находить спрятанные зрителями вещи и предсказывать их будущее.
В канун юбилея принято подводить итоги, поэтому праздничные торжества в «Самокате» пройдут в духе самых лучших номеров из истории театра, но, вместе с тем, артисты обещают немало новых трюков и сюрпризов. Официальная часть мероприятий намечена на 17 и 18 ноября. Приглашения на праздничный вечер по случаю юбилея первого муниципального театра разосланы главе города Олегу Грищенко, министру культуры области Михаилу Брызгалову и многим другим официальным лицам.
— Кто-то скажет, что заниматься 20 лет фокусами может только ненормальный,— улыбается Сергей Вадимович.— В моем понимании человек должен ходить в театр всегда. И особенно в условиях нашей повседневной пропитанной коммерцией и политикой жизни. И если театр — это игра ума и фантазии, то «Самокат» — это тайна и праздник одновременно. В каждом из нас живет скрытый ребенок, а вместе с тем — потребность в чудесах и волшебстве. И цель фокусника — пробудить забытое в человеке и хотя бы на пару часов вернуть его в детство. Ведь каждый фокус — это не только ловкость рук, но и маленькое волшебство. Мне 56 лет, а я до сих пор верю в чудеса и люблю удивлять…